• Развивающие игры и занятия для детей 2 — 3 лет (план — конспект). Первое полугодие

    Развивающие игры для детей 2 - 3 лет

    Последнее время мне на почту все чаще приходят вопросы о том, когда я уже наконец опубликую план развивающих игр для детей 2 — 3 лет. Признаюсь, затянула очень сильно :) Поэтому несмотря на то, что у меня готовы еще не все материалы, на которые хотелось бы сослаться в этой статье, я решила все-таки больше не откладывать и опубликовать нашу программу занятий.

    Сразу скажу, что это не жесткий график занятий, это своеобразный ориентир, который подскажет вам, во что поиграть с малышом, когда у вас высвободится минутка. Для меня такой план был настоящей палочкой-выручалочкой, я без него, как без рук. Программу я составляла для своей дочери, когда ей было 2 года. Постаралась охватить в программе все основные сферы развития ребенка с учетом познавательных потребностей данного периода. Все проверено на практике, разумеется :)

    Напоминаю, что аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:

    ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГРЫ И ЗАНЯТИЙ

    Итак, развивающие игры для детей от 2 лет (чтобы прочитать о каждом занятии подробнее, кликайте по ссылкам):

    1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

    Что нового в этом возрасте:

    Игры с прищепками

    Игры-моталочки своими руками

    Развивающие занятия для детей 2 - 3 лет

    Тактильные игры

    Пример подходящей для этого игрушки — цилиндрики (Лабиринт, My-shop)

    Развивающие цилиндры

    • Играем с орехами (запоминаем их названия, сортируем по видам, достаем из мешка на ощупь);

    Развивающие игры для детей 2 лет

    Пример детского пинцета и других полезных инструментов для развития моторикиДетский пинцет для развития мелкой моторики

    Сенсорная коробка Ферма

    Пример стучалкиOzon, My-shop, Babadu

    План развивающих игр и занятий для детей 2 - 3 лет

    Пример матрешки: Лабиринт, My-shop, Дочки & сыночкиИгры с матрешкой

    Пример пазла: Ozon, Лабиринт, My-shop

    Пазлы для малышей

    Конспект развивающих игр и занятий для детей 2 - 3 лет

    Пример пальчиковых игрушекMy-shop, Ozon

    Пальчиковая зарядка с пальчиковыми игрушками

    Развивающая игра с болтиками и гайками

    Игра "Подбери ключик"

    Развивающая игра Выкладываем макароны по линиям

    Пример пипетки
    Игры с пипеткой

    Пример тетрадей для вырезания — KumonЛабиринт, My-shop, Ozon

    Рабочая тетрадь кумон "Давай вырезать"

    • Играем с конструкторами;

    Вот здесь можно найти подборку конструкторов для детей от 2 лет; а здесь — варианты первых построек из кубиков.
    Конструктор Zolo

    Счетные палочки

    Выкладываем закономерности из кубиков Никитина

    Пример шнуровки: Ozon, My-shop

    Шнуровка плоская

    Пример кинетического песка (Ozon, My-shop)

    Кинетический песок
    Уже знакомые игры:

    Развивающие занятия для детей 1 года 9 месяцев план

    Переливаем воду губкой из одной миски в другую

    Пробуем варианты из 4 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop

    и из 9 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop
    Играем с кубиками-пазлами

    Пример трехслойного и двухслойного пазлов
    Джеко пазл "Дом зайцев"

    Рыбалка с колечками пирамидки

    Игры на развитие мелкой моторики: подбираем и закручиваем крышки

    Примеры рамокOzon, Лабиринт, My-shop
    Рамка-вкладыш

    Примеры рыбалок: Ozon, Лабиринт, My-shop
    Магнитная рыбалка для малышей

    Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shop
    Мозаика для малышей от 1 года

    Открываем / закрываем коробочки и баночки

    Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда
    Доска с замочками

    Игры с водой

    Развивающие игры для детей 1 год план

    Пример набора овощей (Ozon, My-shop, Лабиринт)
    Набор посуды и овощей для сюжетной игры

    Играем в лото 1,5 года

    Игра Собираем грибы

    Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop)
    Одень куклу Игра для ванной

    Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
    Кугельбан

    Учимся чистить яичко

    Примеры полезных в этом деле игрушек: 

    Развивающий коврик своими руками

    Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)

    Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)

    Доска с застежками

    2. Лепка

    Развивающие игры с тестом

    Лепка из пластилина для детей 2-3 лет

    3. Рисование

    Рисование ватой. Нетрадиционные техники рисования

    4. Аппликация

    Аппликации и поделки с детьми 1-2 лет

    5. Настольные игры

    Подборку настольных игр, подходящих для двухлеток, можно найти здесь:

    НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ (ОТ 2 ЛЕТ)

    Djeco Цифры скачать

    6. Развитие речи

    Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

    Например:

    Игра «Повторялки». Взрослый произносит слова громко, тихо или шепотом. Ребенок повторяет с соответствующей степенью громкости.

    Игра «Для чего это нужно». Взрослый спрашивает зачем нужен тот или иной предмет (стол, стул, шкаф, кровать). Ребенок отвечает.

    Игра «Неправильная сказка». Взрослый рассказывает какую-нибудь хорошо знакомую сказку (колобок, например) с ошибками. Ребенок исправляет   и др.

    7. Чтение книг

    Развивающие книги для детей 2-3 лет

    Подборки книг для чтения детям 2 лет можно найти здесь:

    8. Первые уроки

    Математическая игра с конструктором

    играем с геометрическим лото

    Сортировка по цветам

    Учимся читать. Игры для обучения чтению

    • Учим, кто в каком домике живет (белка — в дупле, собака — в будке, мышка — в норке и т.п.);
    • Учим, кто что кушает (обезьяна — бананы, заяц — морковку, мышка — сыр и т.п.)
    • Знакомимся с временами года;
    • Учимся классифицировать предметы на группы (одежда, посуда, транспорт, мебель и т.п.), находить лишнее в группе предметов;
    • Запоминаем названия пальчиков;
    • Просматриваем карточки Домана (изучаем по ним простые факты) или другой дидактический материал, расширяющий кругозор малыша;

    Карточки Домана скачать

    9. Логические игры

    Логические игры для детей от 2 лет

    10. Сюжетно-ролевые игры

    Идеи для простых сюжетных игр можно найти здесь и здесь. Примерно с 2 лет ребенку становится интересно не только наблюдать за сценками, которые вы ему показываете, но и самому в них участвовать. Поэтому предлагайте ребенку брать на себя какую-то роль во время игры. Разыгрывайте простые сказки (репка, колобок, курочка ряба и т.п.).

    Первые сюжетные игры

    11. Музыкальные занятия

    Классическая музыка для малышей

    Подвижные музыкальные игры

    12. Двигательная активность

    • Ходим по массажному коврику (Озон, My-shop);
    • Учимся ходить по линии или по следам, наклеенным на полу скотчем;

    Упражнения для малышей. Ходим по следам

    • Учимся подпрыгивать вверх, стараясь коснуться предмета, находящегося чуть выше вытянутых рук;
    • Учимся перепрыгивать через веревочку или препятствие шириной 10-20 см.
    • Учимся стоять на одной ноге;
    • Учимся ходить на носочках;
    • Бросаем небольшие мячики или камушки одной рукой вдаль, бросаем мяч двумя руками из-за головы;
    • Бросаем мячики в горизонтальную цель (например, корзину, стоящую на полу);
    • Привыкаем делать зарядку по утрам;
    • Учимся действовать по сигналу. В этом пригодятся, например, такие двигательные игры:

    Игра «Светофор». Взрослый говорит «Зеленый» (или показывает зеленую карточку) — ребенок идет или изображает, что едет на машине. Взрослый говорит «Красный» (показывает красную карточку) — ребенок стоит.

    Игра «Самолеты». По команде заводим моторы (вращаем руки перед грудью, говорим «р-р-р»), взлетаем (руки в стороны), идем на посадку (медленно останавливаемся, опускаем руки).

    Игра «День-ночь». Когда взрослый говорит «день», ребенок бегает, когда «ночь» — замирает, «спит».

    13. Развитие навыков самообслуживания

    • учимся регулярно мыть руки перед едой;
    • учимся класть вещи по своим местам после игры;
    • учимся вытирать за собой стол и убирать рабочее место после творческих занятий;
    • учимся раздеваться и одеваться;
    • учимся чистить зубы, пользоваться расческой, носовым платком.

    Спасибо за внимание! Всегда жду вас на страницах сайта! А также в Инстаграме, Вконтакте, Facebook.

    Искренне ваша, Яна Разначенко

    Готовая программа развивающих занятий для детей


    ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ НА ВСЕ ВОЗРАСТА


    Сенсорная коробка Ферма


    ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ


    Развивающие книги для детей 2-3 лет


    РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ


     

  • Комментарии

    14
    1. Светлана говорит:

      Яна, какая же вы молодец. Как находите время не только заниматься с нами , но и делиться вашим бесценным опытом? У нас занятия носят какой-то спонтанный характер.Занимаемся каждый день, но тем чем в голову придет. Как все это упорядочить? И еще ,вопрос,а вы в садик ходите? или в центры развития? Где-то кроме дома занимаетесь? Хотя вы лучше любого развивающего центра!!!

      Написать ответ
      • Яна Разначенко говорит:

        Спасибо, Светлана, за добрые слова! Но я тоже неидеальная, поверьте:)) У меня тоже нет жесткого графика занятий, вроде 2 р в неделю рисование, 3 р чтение и т.д. Я делаю так: На основе вот таких вот программ занятий я пишу себе примерные планы на неделю — то, что в принципе хотелось бы успеть сделать (при этом стараюсь, чтобы недельный план охватывал все основные сферы развития дочери). Ну а потом выбираю занятия, подглядывая в этот недельный план и ориентируясь на настрой дочери. Далеко не все из запланированного успеваем, в этом случае просто переношу на следующую неделю. Если ставить себе жесткие рамки и графики, то потом можно все время мучиться состоянием того, что ничего не успеваем. Ведь с ребенком постоянно то прогулки затягиваются, то возникают болезни, срочные дела, да и просто плохое настроение:)

        Сейчас Тася ходит в детский сад 3 раза в неделю, из кружков — музыкальная школа и танцы. До тех пор, пока не начали ходить в д/с, ходили в монтессори-клуб, но больше для общения.

        Написать ответ
        • Людмила говорит:

          Добрый вечер!Знаете,мне Ваш недельный план очень напоминает план М.Суздалевой (см. сайт-клуб увлечённых мам, а также книгу м.Суздалевой "...Дома с мамой). Я ещё с осени начала для себя с дочерью выстраивать такую систему занятий (план на неделю),опираясь на рекомендации из книги М. Суздалевой Только сейчас я наконец-то, привела свой недельный план занятий с дочкой, в более менее должный вид,учитывая интересы дочки и свои. Но и то как-то очень непросто следовать всем пунктикам из разных сфер.Не знаю, как автор так всё успевает?! Или это идеальный план занятий что ли, некая планка, к которой нужно стремиться,чтоб по полной развивать реб-ка,но по которому она и сама не всё не успевает.Лично я трачу ОЧЕНЬ много времени на подготовку к занятиям, таким,как предлагает автор.И не 2 часа в неделю. а по 2-3 часа каждый день...уж не знаю,то ли я такая глупая,хотя уже 12 лет работаю педагогом в коррекционной школе, и хоть как-то,наверное,неплохо всё же,разбираюсь в психологии и воспитании ,правда не дошкольников, но всё же, то ли автор,являясь первоклассным спецом и психологом,конечно,знающий,гораздо больше,как развивать реб-ка, но всё же несколько преувеличивает в своей книге,что всё это реально выполнять за день с реб-ком. Поделитесь опытом,как всё успевать по этому плану, и вообще реально ли это,все его пунктики выполнять? У меня итак, практически ВСЁ время уходит на игры и на развитие реб-ка.

          Написать ответ
          • Яна Разначенко говорит:

            Здравствуйте! Честно скажу, не знакома с книгой и сайтом М.Суздалевой, поэтому не знаю, какое количество занятий в неделю она предлагает. Я всегда за то, чтобы план был только ориентиром (как вы сами сказали, некой планкой), а не жестким графиком. По своему опыту могу сказать, что слишком перегруженные и негибкие планы занятий — это тяжело для мамы в первую очередь. С ребенком ведь очень тяжело жестко планировать — то болезни, то настроения просто нет у малыша, то срочные домашние дела. В результате у мамы, запланировавшей на каждый день по десяток игр, постоянно камень на душе — ну вот опять ничего не успели и план не выполнили. Мамино напряжение еще и на ребенка перекидывается — мама частенько старается навязать ему ту игру, которой он вовсе сейчас не хочет заниматься (но у мамы то план!).

            Что касается подготовки, то на мой взгляд, больше всего времени все-таки занимает сам процесс поиска игр (поэтому я стараюсь выкладывать уже подобранные игры), сами заготовки для занятий, как мне кажется, можно успеть сделать в рамках еженедельной подготовки. Опять же, что успели подготовить — хорошо, что не успели — на следующую неделю переносим. К тому же нет необходимости готовиться к каждому занятию, часть занятий ведь все равно повторяется — в этом возрасте детям чтобы овладеть каким-то навыком требуется не раз «проиграть» его, и поэтому они часто сами требуют повторения игр.

            Написать ответ
            • Людмила говорит:

              Спасибо огромное за ответ! Постараюсь следовать Вашим рекомендациям и не истязать ни себя,ни,тем более, дочку,хотя к ней я больше прислушиваюсь,чем к себе и потому изощряюсь,чтоб ей интереснее было играть и заним-ся, но ведь и о себе нельзя совсем забывать, а то рано или поздно можно просто выдохнуться и перегореть и даже, если это тщательно стараться скрывать от дочки и не ранить своими отрицат. эмоциями (из-за усталости и отказа во многом себе) ни себя ни семейных,то всё равно,рано или поздно,станет заметно истощение и грусть от перенапряжения,что,наверное,точно будет не на пользу, а того хуже,если вдруг, взорвёшься и выльется негатив... Буду стараться не заним-ся самобичеванием, и не мучатся от комплекса плохой матери,а успевать всё по мере своих физических и творческих сил! А то порой хочется всё делать дома для дочери,ну чуть ли не как оч. хороший воспитатель д/с, а понимаешь всё же где-то,что нереально дома всем с реб-ком заним-ся по плану такому,как в хор.д/с, ведь и знаний не хватает и сил. Не знаю, заним-ся ли хор. педагоги-воспитатели д/садов со своими детьми дома также профессионально, как они заним-ся с чужими детьми в саду? Всегда мечтала заним-ся со своим реб-ком также ответственно и творчески.как я это делала на своей работе,т.е. целиком и полностью окунаясь в запланир-ные занятия, но похоже,что нереально домашнюю жизнь в плане занятий и игр превратить в работу, по крайней мере,лично мне...Так что придётся смириться и не надрываться так. и не переживать,что что-то не удалось по плану. СПАСИБО большое ВАМ ещё раз!

              Написать ответ
    2. Галина говорит:

      Спасибо! Вы облегчаете жизнь многим мамочкам, мне так уж однозначно :) [flower]

      Написать ответ
      • Яна Разначенко говорит:

        Рада слышать! Удачного применения:)

        Написать ответ
    3. Марина говорит:

      :) спасибо

      У нас с закономерностями никак не складываются отношения :)

      Про двигательную активность я и не читала ранее, очень интересно :) поиграем [flower]

      Написать ответ
    4. Дарья говорит:

      Яна, огромное спасибо за Ваш труд!!! однажды я случайно наткнулась на Ваш сайт и теперь являюсь его постоянным читателем! с удовольствием следую Вашим советам и использую Ваши идеи в развитии моего сыночка!

      Написать ответ
      • Яна Разначенко говорит:

        Дарья, вам спасибо за высокую оценку сайта:) Рада слышать, что статьи полезны:)

        Написать ответ
    5. Марина говорит:

      Может ваша девочка просто умная и понимает что кукла не живой человек и жалей её не жалей толку нет) а животных она любит в любом виде.

      Написать ответ
    6. Екатерина говорит:

      очень интересно.Спасибо. :)

      Написать ответ
    7. Оксана говорит:

      Очень интересная статья! Спасибо! Я — мама двоих деток. Моему младшему сыну 4 года. Я обязательно возьму у вас несколько идей развивашек. Тем более мальчик у меня с характером. Любит повыбирать, что интересно, а что нет. Например с кубиками он не играет и в садике воспитатели жалуются, что он отказывается что-либо делать. А вот пуговицы застегивать, шнурки завязывать, бусы какие-то мастерить — это он мастер. Очень любит пазлы. Недавно подарили ему кубик Рубика, так вообще не знали, как его оторвать. Поэтому думаю ваши варианты нам могут пригодиться.

      Написать ответ
    8. Виктория говорит:

      [good] умница, молодец!!!

      Написать ответ

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *

    :) :-D ;-) :-| [star] [good] [present] [flower] [:-))] [:))] [:--_)] [:-|]

    К началу страницы