• Как реализовать методику Монтессори дома?

    Методика Монтессори дома

    Вот уже 2,5 года мы с дочкой являемся приверженцами методики Монтессори – замечательной системы раннего развития, покорившей весь мир, системы, основанной на идее свободного воспитания и глубоком уважении интересов ребенка. Я не буду повторяться и рассказывать про основные принципы методики, о них ранее было написано здесь. В этой статье я бы хотела остановиться на том, как реализовать методику Монтессори в домашних условиях. Ведь ходить в развивающий Монтессори-клуб – это одно, а поддерживать дух свободного воспитания дома – это совсем другое, пожалуй, это даже более важная составляющая.

    Возможно, раньше вы уже читали на сайте мою статью о реализации методики Монтессори дома. Сейчас перед вами доработанная версия статьи, написанная с учетом накопившегося у нас опыта применения методики.

    Итак, если вы хотите, чтобы ребенок гармонично развивался, научился самостоятельно играть, при этом с удовольствием играл не только с летающими феями и машинками, но и с развивающими дидактическими игрушками, чтобы научился убирать за собой, то вам просто необходимо, во-первых, создать для ребенка дома развивающую среду, а во-вторых, предоставить ребенку полную свободу действий в этой среде.

    И вот что для этого нужно:

    1. Подходящие по возрасту развивающие материалы

    Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пускай в детской комнате появятся посудка, всевозможные баночки, коробочки, предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог переливать воду, нанизывать бусы, резать бумагу, вытирать пыль и т.п. Очень большое значение в системе Монтессори придается развитию мелкой моторики, поэтому не забывайте про игры с бусинами, пуговицами, пинцетом, прищепками и т.п.

    О том, какие игры будут интересны ребенку на каждом этапе развития, я подробно пишу в в разделах «Развитие мелкой и крупной моторики» и «Готовые программы занятий».

    Монтессори игры с пинцетом

    2. Правильное место хранения для игрушек

    Очень часто у детей в комнатах все игрушки хранятся в контейнерах или глубоких корзинах для игрушек. По сути это такая свалка игрушек, где найти что-то конкретное практически невозможно. Да маленький ребенок никогда и не будет этим заниматься, он просто забывает о тех игрушках, которые валяются на дне корзины.

    В правильно организованном игровом пространстве все материалы расставлены на стеллажах и полочках. При этом все полочки располагаются на уровне ребенка так, чтобы он мог самостоятельно взять любое заинтересовавшее его пособие. У каждого материала здесь свое определенное место, а это значит, ребенок всегда знает, откуда можно взять то, что ему нужно, и куда впоследствии убрать.

    В развивающих центрах Монтессори игровое пространство обычно выглядит примерно так:

    Методика Марии Монтессори

    Однако сделать что-то подобное в условиях обычной городской квартиры весьма затруднительно, т.к для всех этих полочек требуется немало места, а нужно ведь еще и шкаф куда-то поставить, и кровать… :) Поэтому дома можно сделать более упрощенную версию с меньшим количеством полочек. К тому же вам нет необходимости выкладывать сразу все пособия как в развивающем центре, вы можете выложить ограниченное количество игрушек и регулярно проводить их ротацию. Такой подход будет не только экономить пространство в комнате, но и способствовать поддержанию интереса ребенка к игрушкам, они не будут «приедаться». Подробнее об этом чуть ниже.

    Таким образом, для организации Монтессори-среды в домашних условиях вполне достаточно одного 2-3 ярусного стеллажа. Его можно изготовить на заказ или воспользоваться готовыми решениями. Мы свой стеллаж купили в магазине Икеа, так он выглядел в 2 года:

    Методика Монтессори дома

    Когда такой стеллаж появился в нашей детской, сразу стало ясно, что это огромное благо! Про восторг дочери я вообще не говорю. Раньше рамки-вкладыши, стучалки и прочее хозяйство валялись на подоконнике, где про них вечно все забывали, теперь все было на виду, как у дочери, так и у меня. Когда Таисия принималась за игру, сразу было понятно, за что браться :)

    Есть несколько важных моментов, которые необходимо знать, чтобы организовать грамотную Монтессори-среду, в которой ребенку всегда будет интересно.

    1. Игрушек на стеллаже не должно быть много!

    Во-первых, ограниченный набор игрушек облегчает выбор ребенка, помогает сконцентрироваться на чем-то конкретном. Во-вторых, если полки битком забиты развивающими материалами, то добраться до какого-то конкретного становится не так-то просто. Ну а если ребенок испытывает трудности, связанные с вытаскиванием и уборкой материала, то с высокой долей вероятности он вообще предпочтет с ним не играть.

    2. Необходимо постоянно менять игрушки, выставленные на стеллаже.

    Когда я впервые организовывала стеллаж для дочери, я ориентировалась на выкладку развивающего клуба – там были выложены абсолютно все развивающие материалы, имеющиеся в наличии. Мне хотелось, чтобы и дома у Таисии был полный выбор материалов, поэтому я натолкала в стеллаж все имеющиеся у нас развивающие игрушки, которые в данный момент подходили дочке по возрасту. Прошло некоторое время, прежде чем я поняла, что дочь просто перестала замечать игрушки, постоянно находившиеся в стеллаже! Они настолько ей примелькались, что казались совсем неинтересными.

    Тогда я сделала то, что нужно было сделать с самого начала: убрала все игрушки в закрытый шкаф, а на полки выставила только ограниченный набор материалов так, чтобы каждый хорошо просматривался. Каждую неделю я стала проводить небольшую ревизию: убирала из поля зрения те игрушки, интереса к которым не наблюдалось, и заменяла их на другие. И вот тут началась вторая жизнь нашего Монтессори-стеллажа! Материалы, на которые раньше никто не смотрел, заиграли новыми красками.

    Регулярная ротация игрушек действительно очень важна, она помогает поддерживать постоянный интерес ребенка к развивающим пособиям. А также позволяет обходиться небольшим набором игрушек, так как, исчезая из поля зрения ребенка, вскоре они воспринимаются как новая вещь.

    Естественно, чтобы отвечать меняющимся интересам малыша и способствовать его дальнейшему развитию, время от времени нужно выставлять и совершенно новые материалы.

    3. Игрушки должны быть на доступной для ребенка высоте

    (не выше уровня глаз), так чтобы он мог взять с полки и поставить обратно любое заинтересовавшее его пособие без помощи взрослого.

    4. У каждой вещи на стеллаже должно быть свое место.

    По возможности расставляйте игрушки так, чтобы они зрительно были отделены друг от друга (на небольшом расстоянии друг от друга).

    5. Стеллаж должен быть открытым.

    Избегайте всего того, что преграждает ребенку обзор содержимого полок: большого количества ящиков, дверок и т.п.

    Мария Монтессори рекомендует распределять все материалы по зонам. В своем стеллаже вы также можете сгруппировать игры по смыслу. Например, в одном отсеке можно всегда  выкладывать рамки-вкладыши, в другом – кубики и конструкторы, в третьем – шнуровки, застежки,

    Материалы для развития мелкой моторики

    в четвертом – пазлы,

    Пазлы на стеллаже

    в пятом – музыкальные инструменты и т.д.

    Музыкальные инструменты на стеллаже

    Несмотря на то, что Мария Монтессори практически не уделяла внимания сюжетно-ролевой игре, я убеждена, что игрушки для ролевых игр также необходимы на стеллаже. У нас эти разделы всегда были одними из самых используемых.

    Игрушки для сюжетно-ролевых игр

    3. Мебель и игровое оборудование по росту ребенка

    Чтобы малыш не чувствовал себя лилипутом в стране великанов, желательно приобрести для него мебель по росту. Детские стол и стульчик в первую очередь нужны для того, чтобы малыш сидел в правильной позе во время творческих занятий,  а также чтобы у ребенка была возможность самостоятельно подготовить себе рабочее место (принести краски, кисточки). Очень полезны также будут детский мольберт, магнитная доска.

    Детская мебель Монтессори

    4. Персональные для малыша средства для уборки

    Неотъемлемой частью системы Монтессори является предоставление малышу возможности убирать за собой. Дайте ребенку в индивидуальное пользование тряпочку, губку, маленькую швабру, щетку и совок, чтобы он мог убрать просыпавшуюся во время  игры крупу или пролитую воду. Пускай средства для уборки всегда стоят в специально отведенном для них месте. Обязательно в комнате малыша должна быть корзина для мусора.Методика Монтессори в домашних условиях: учимся убираться

    5. Творческий уголок

    Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется. Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества.

    Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярной обновляемости материалов.

    Это может быть творческий столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно обновляться.

    Творческий уголок для малыша

    Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.

    6. Доступные и открытые книжные полки

    Если честно, в литературе, посвященной педагогике Монтессори, я не встречала рекомендаций о том, как хранить книги. Но постепенно мы сами пришли к тому, что книги, как и любые другие материалы, нуждаются в том, чтобы быть доступными и видными для ребенка.

    Мы привыкли видеть книги, стоящими корешок к корешку на полке, однако при такой выкладке выбрать литературу для чтения нелегко не только ребенку, но и взрослому. Согласитесь, из-за неудобства выбора, как правило, читаются одни и те же книги. А некоторые экземпляры, попав после одного прочтения на полку, вообще забываются.

    Если организовать книжную полочку так, чтобы книги на ней были обращены обложкой к ребенку, то он сможет самостоятельно выбирать книги для совместного чтения, изъявляя свои предпочтения в литературе. Естественно полочка должна находиться на доступной для ребенка высоте, а книги на полке периодически обновляться. Достаточно сделать полку на 3-5 книг.

    Свои книжные полочки мы повесили над кроватью дочери. (Книги, стоящие на полках на фото, мы читали в 3,5 года. Нашу полную подборку книг по возрастам можно найти здесь)

    Детские книжные полки

    Еще в стеллаже у нас имеется небольшой раздел развивающих книг и пособий. Так он выглядел в 2,5 года:

    Развивающие книги

    На самом деле, создать развивающую среду дома гораздо легче, чем это может показаться на первый взгляд. Стоит только начать и «подсесть» на идеи воспитания по Монтессори и вы сами увидите, какое это огромное благо для ребенка. Только помните, что правильная организация игрового пространства – это еще не все. Необходимо вместе с малышом соблюдать несколько четких и простых правил, а главное придерживаться основополагающего принципа системы Монтессори – принципа свободы и самостоятельности. Только тогда вы действительно сможете научить малыша самостоятельно играть, убирать за собой, а главное – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. Всегда помните, что придерживаясь принципов методики, вы воспитываете свободную и самостоятельную личность!

    Спасибо за внимание! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, Вконтакте, Facebook.

    Искренне ваша, Яна Разначенко

    Рекомендую также почитать:

    Сортировка по цветам


    КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА? ИГРЫ И СОВЕТЫ


    Готовая программа развивающих занятий для детей


    ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЗРАСТАМ


    Развивающие игры для детей от 1 года. Часть 1


    РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2


  • Комментарии

    16
    1. Ольга говорит:

      Спасибо, всегда было интересно как организовать именно в пределах городской квартиры [good]

      Написать ответ
    2. Лика говорит:

      Ещё бы марочку или производителя последнего стелажа узнать. Очень функциональный. Спасибо за статью.

      Написать ответ
      • Яна Разначенко говорит:

        Здравствуйте, Лика! Марка комода — Little Angel

        Написать ответ
    3. Леонид говорит:

      Да, мы как раз хотели внедрять идеи Монтессори с ребенком, а в садик, хоть он у нас и в 5 минутах ходьбы, ходить дороговато ) Приучаемся к порядку, что дома, что на прогулке — возвращать игрушки на место и их законным хозяевам ) Спасибо, очень интересная статья, возьму себе ваш блог на заметку! Как раз еще рядом стоит пакет с блоками Дьенеша )

      Написать ответ
    4. Анастасия говорит:

      Яна! Здорово!!! Спасибо большое за статью! Такой вопрос- какого размера полки в стеллаже?

      Написать ответ
      • Яна Разначенко говорит:

        Добрый день, Анастасия! Сам стеллаж размером 1,5 х 1,5 метра. Размер каждой секции по внутреннему краю 33 х 33 см.

        Написать ответ
    5. Марина говорит:

      Яна, здравствуйте! Спасибо за идеи. Подскажите, пожалуйста, а какой марки белый стеллаж? Где Вы его заказывали?

      Написать ответ
      • Яна Разначенко говорит:

        Добрый день, Марина! Это стеллаж из Икеи.

        Написать ответ
        • Ольга говорит:

          Добрый вечер! Яна, извините, а можно уточнить по стеллажу, уж очень понравился. Это какой то сборный или прямо таким стеллажем продается в икее? Что то на их сайте не могу найти. Может подскажите название? Спасибо!

          Написать ответ
          • Яна Разначенко говорит:

            Здравствуйте, Ольга! Этот стеллаж на сайте икеа называется Каллакс, вот он. Продается он в разобранном виде.

            Написать ответ
    6. Юлия говорит:

      Здравствуйте, Яна! Подруга поделилась Вашим сайтом, очень симпатичный, радостный сайт у Вас :) ! Радостно видеть качественную информацию по реализации идей Монтессори в домашних условиях.

      Я могу добавить, что если есть возможность (пространство дома позволяет), то лучше прибирать игрушки в кладовку/какой-то шкаф, и иметь небольшое количество игрушек на стеллаже. Просто периодически менять их, наблюдая за малышом, к чему он больше не тянется, что уже слишком легко для него. Таким образом, пространство выглядит более эстетично и привлекательно для ребёнка. Выбрать себе занятие из 8-10 видом маленькому ребёнку куда легче, чем из 20. Помимо этого, ребёнок в таких условиях более склонен концентрироваться на одном виде деятельности, погружаясь в него глубже, с большим интересом, а не перепрыгивать с одной игрушки на другую каждые 2 секунды.

      У меня на сайте есть статья по теме организации игрушек на стеллаже по принципам Монтессори, если будет интересно, можете ознакомиться.

      Радостного Вам материнства!

      Написать ответ
      • Яна Разначенко говорит:

        Здравствуйте, Юлия! Спасибо большое за советы! Очень интересно было почитать статью у вас на сайте. Наш Монтессори-стеллаж (который на фото) я создавала, основываясь прежде всего на опыте Монтессори клуба, в который ходит Таисия, там естественно выложены одновременно все материалы. Да и в тех книгах о методике Монтессори, которые я читала, мне не встречалось информации о том, что игрушки надо прятать время от времени. Однако, наблюдая за дочерью, я тоже постепенно стала приходить к тому, что часть игрушек лучше убирать на время, ибо находясь все время на виду, они становятся просто незаметными для ребенка. Поэтому я постепенно стала реализовывать эту идею на нашем стеллаже (до этого я только убирала игрушки, из которых Таисия уже выросла). Некоторое время назад также сделала отдельную книжную полку, где стоит всего 8 книг, обложки которых хорошо видны дочери. Очень рада, что нашла подтверждение своих догадок у вас на сайте. Давно собираюсь внести правки в эту статьи относительно ротации игрушек в стеллаже.

        Написать ответ
    7. Мария (Волшебный замок) говорит:

      Я тоже придерживаюсь воспитания по системе Монтессори. Долгое время я тоже организовала и поддерживала похожий стеллаж с играми и красками. Если мой старший ребенок довольно прохладно относился к краскам и рисованию вообще в три года, то младшая дочка в этом возрасте просто обожает рисовать везде, включая стены. Без присмотра ее творческую деятельность оставить невозможно, несмотря на всяческие объяснения. А уж если они вдвоем начинают творчеством заниматься, то тут вообще перевернут все вверх дном. Теперь краски и пластилин я убрала, оставила карандаши и фломастеры.

      Написать ответ
    8. Марина говорит:

      Как у вас все красиво. Мне особенно книжные полочки понравились

      Написать ответ
    9. Мария говорит:

      Очень здорово! Не зря говорят, что Монтессори это прежде всего правильно подготовленная среда. Ну а в сочетании с креативной мамой — 100% залог успеха.

      Вы молодец! [good]

      Написать ответ
      • Яна Разначенко говорит:

        Спасибо!

        Написать ответ

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *

    :) :-D ;-) :-| [star] [good] [present] [flower] [:-))] [:))] [:--_)] [:-|]

    К началу страницы