• Методика Монтессори: основные принципы

    Методика Монтессори

    Методика Монтессори – это не только пересыпание круп и игры с рамками-вкладышами, как многие себе представляют. На самом деле это целая система воспитания. И основана она в первую очередь на уважении к ребенку и предоставлении ему максимальной свободы и самостоятельности. Целью всей своей жизни Мария Монтессори видела воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность, на этих принципах и основана ее система. Педагог или мама, придерживающаяся Монтессори-принципов никогда не скажет ребенку «Положи, не трогай», «Ты до этого еще не дорос», а наоборот, зная его постоянную потребность в исследовании мира, даст в руки много интересных материалов, поручит простую посильную работу.

    С методикой раннего развития Марии Монтессори я познакомилась, когда моей дочке Таисии не было еще и года. Я читала о методике, пыталась кое-что применять в наших играх. Но по настоящему идеями этой замечательной системы я прониклась, когда мы с Таисией начали ходить в развивающий Монтессори-клуб. Малыши, увлеченно орудующие шваброй и щеткой, игровые материалы, сделанные, казалось бы, из обычных вещей, но такие притягательные для детей – все это вдохновило меня на воссоздание развивающей Монтессори-среды у нас дома и внедрение основных принципов методики в воспитание дочери.

    В этой статье я расскажу, что же из себя представляет эта методика раннего развития, а подробно о том, как ее можно реализовать в домашних условиях читайте здесь:

    МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ: КАК РЕАЛИЗОВАТЬ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ?

    Хотя многие Монтессори-клубы заявляют, что набирают малышей от 8 месяцев, считаю наиболее целесообразно применять методику с 1 года.

    Основные принципы методики Монтессори

    Суть Монтессори-педагогики – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. По мнению Марии Монтессори, у ребенка есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Не надо никого принуждать, уговаривать, приставать с развивающими занятиями. Для того, чтобы малыш развивался достаточно только

    1. вовремя создать для ребенка условия, необходимые для развития – развивающую среду;
    2. предоставить ребенку свободу и самостоятельность.

    Благодаря этому ребенок сможет развиваться в собственном ритме и темпе, согласно своим индивидуальным потребностям.

    Что понимается под развивающей средой?  В такой среде для малыша, во-первых, специально подобраны по возрасту развивающие материалы, а во-вторых, пространство организовано так, что все игровые пособия всегда доступны малышу, он может сам спокойно их достать и заниматься с ними столько, сколько считает нужным.

    Опыт Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому большинство материалов Монтессори основано на самых обычных предметах: здесь мы учимся переливать воду, нанизывать бусы, резать бумагу, вытирать пыль, играть с посудкой, всевозможными баночками, коробочками и т.п. Очень большое значение в системе придается развитию мелкой моторики, поэтому множество Монтессори-игр проходит с участием бусин, пуговиц, пинцета, прищепок и т.п. В рубрике «Развитие мелкой и крупной моторики» я подробно пишу о том, какие игрушки понадобятся в конкретном возрасте.

    Игры с переливанием воды

    Сенсорная коробка с крупой и мелкими предметами

    Вторым ключевым принципом в методике является «предоставление ребенку свободы и самостоятельности». И это значит, что ребенок сам определяет себе вид занятия и его продолжительность. Никто его ни к чему не принуждает. Не хочет малыш сейчас вырезать – мы его не заставляем (хоть нам и кажется, что он давно уже этого не делал, и пора бы уже взяться за ножницы), повырезает тогда, когда это будет ему интересно. Сейчас у него другие интересы и их нужно уважать. А чтобы увлечения ребенка не ограничивались одними лишь машинками или куколками, нужно грамотно создать развивающую среду.

    Принцип свободы подразумевает также и то, что мы ничего не выхватываем у ребенка с криками «Положи, не трогай!». Среда должна быть организована таким образом, чтобы в зоне досягаемости малыша не было никаких опасных или особо ценных для вас предметов. Поэтому уберите с глаз, то что запретно для ребенка, а остальными предметами позвольте пользоваться малышу без каких-либо препятствий, но с соблюдением нескольких четких и простых правил (об этом читайте ниже).

    Необходимо предоставить ребенку как можно больше самостоятельности. Для детей это очень важно. Просыпалась крупа во время игры? Не беда, позвольте малышу самому все подмести (если малыш пока плохо справляется с щеткой и совком, придерживайте его руки своими). Вы готовите, а малыш ходит рядом с вами с явным желанием поучаствовать? Дайте ребенку какую-нибудь посильную работу (что-то помешать, переложить, а пластиковым ножом даже банан порезать можно!) Конечно, такой подход требует от мамы огромного терпения: гораздо проще сделать все самой, и быстрее и качественнее получится.  Но так вы никогда не научите малыша независимости, не вселите в его душу уверенность в собственных силах.

    Соблюдаем вместе с малышом простые правила

    Неотъемлемым элементом педагогики Монтессори является соблюдение нескольких простых и четких правил. Вот основные из них:

    1. Ребенок самостоятельно готовится к занятию: предоставьте малышу возможность самому достать с полки материал, самому застелить столик клеенкой перед рисованием, принести краски, набрать водичку в стаканчик. Естественно вы можете помочь ребенку, особенно если он этого просит (придержать руки ребенка, помочь набрать воду, собрать мусор щеткой и т.п.), но только помочь, а не сделать все за ребенка.

    2. После того, как позанимались с материалом, убираем его на место и только после этого начинаем игру с другими пособиями. Правило это соблюдать не всегда легко, но нужно стараться делать это в большинстве случаев.

    3. Если вы находитесь в клубе или в вашей семье несколько детей, полезно также соблюдать такое правило: С материалом занимается тот, кто первым его взял, остальным придется подождать, пока игра не освободится. Если счастливый обладатель игры не против, то можно и всем вместе поиграть, но настаивать на этом не нужно.

    Будьте готовы к тому, что ребенок не будет всегда беспрекословно исполнять установленные порядки, особенно первое время. Однако постоянно напоминать малышу о соблюдении правил необходимо «У нас такие правила: если мы хотим играть с чем-то еще, нужно сначала убрать эту игру». Важно: если ребенок не хочет убирать за собой или выполнять какие-либо другие правила, не заставляйте его насильно. Просто старайтесь, чтобы игрушки после игры всегда были убраны: если малыш не хочет убирать их сам, предложите свою помощь, если он и с вашей помощью отказывается, уберите игрушки за него но скажите «Хорошо, сейчас мама тебе поможет, а в следующий раз ты сам уберешь». Таким образом, ребенок всегда будет видеть, что вы сами соблюдаете правило и уборка игрушек вскоре встанет для него естественным завершением игры.

    Вообще постарайтесь, чтобы уборка игрушек не превратилась в наказание, пускай она станет финальной частью игры. Сопровождайте уборку положительными эмоциями, помогая малышу и  весело комментируя, что и куда нужно поставить, где какой мусор выбросить. Предлагайте поискать, где домик у игрушки или говорите что-то вроде «Так, а сейчас отправим мишку спать на его место»

    Мы с дочкой начали ходить в Монтессори-клуб в 1 год 2 месяца, спустя месяц начали внедрять систему Монтессори и дома. Все правила дочь уловила еще на первых занятиях в клубе, сначала все с охотой выполняла, потом, конечно, был и период отрицания. Сейчас дочке 2,5 года, убирает за собой она спокойно и без лишних сопротивлений, часто по моему напоминанию, но последнее время все чаще по собственной инициативе. По нашему опыту могу сказать, что соблюдать правила дома сложнее, чем в клубе. В первую очередь потому, что дома невозможно постоянно отслеживать, убрал ли ребенок все на место. Да и присутствие и пример других детей в клубе тоже дает о себе знать.

    По мнению Марии Монтессори, возраст от 2 до 4 лет — «золотой» период для приучения ребенка к порядку и аккуратности. В этот период малыш испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка. Для ребенка очень важны чувство постоянства, строго определенный жизненный уклад, наличие у каждого предмета своего места. К сожалению, без вашей помощи ребенок не будет соблюдать порядок.

    Про основную суть методики в двух словах вроде рассказала, подробнее о том, как реализовать методику в домашних условиях читайте здесь:

    Методика Монтессори в домашних условиях


    МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ: КАК РЕАЛИЗОВАТЬ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ?


    Другие интересные статьи на сайте:

    Пальчиковые игры для малышей


    ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1 ГОДА


    Сенсорная коробка с крупой и мелкими предметами


    СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 2 ЛЕТ


    Искренне ваша, Яна Разначенко

  • Комментарии

    5
    1. Анна говорит:

      Яночка, огромное вам спасибо! Все так подробно, просто , интересно и доступно, как раз вовремя!!! Спешу применять :)

      Написать ответ
      • Яна Разначенко говорит:

        Я очень рада, что статья оказалась для вас полезной!:)

        Написать ответ
    2. Таня говорит:

      Яна, доброе утро

      Спасибо, Вам огромное за такие полезные, нужные и добрые статьи☺️☺️☺️

      Скажите пожалуйста как правильно выбрать Монтессори клуб?! Так много представлено в интернете, что я уже запуталась

      Вы могли бы написать какой клуб посещаете или может быть есть сеть клубов по Москве, которые вы посоветуете, порекомендуете?!☺️☺️☺️

      Написать ответ
      • Яна Разначенко говорит:

        Здравствуйте! В любом случае пока не попробуете, наверняка не узнаете. Так как все обещают развивающие центры примерно одно и то же, а на деле все очень сильно зависит от педагога, который будет заниматься с ребенком. Желательно, чтобы в Монтессори-клубе была возможность походить на занятия с малышом хотя бы первое время, чтобы ко всему хорошенько присмотреться.

        Важно, чтобы педагоги давали ребенку возможность заниматься самостоятельно, и лишь изредка направляли его или помогали, когда ребенок этого просит. Грамотный педагог не будет ругать малыша (например, если он что-то просыпал), но в то же время, если ребенок не соблюдает какие-то правила (например, не уберет за собой игровой материал), он проявит настойчивость, и спокойно объяснит малышу, что правила важно соблюдать всем.

        В Монтессори-группе на одного педагога не должно приходиться более 8-9 детей, обратите внимание и на это. У нас на 9 детей был педагог и еще помощник.

        Во многих центрах в конце занятия (в ходе которого дети занимаются по большей части самостоятельно) все усаживаются в круг и проводится небольшое музыкальное занятие. Спросите, есть ли в клубе, который вы выбрали, такое. Детям, как правило, очень нравятся такие музыкальные десятиминутки.

        Мы посещали клуб в Магнитогорске, о клубах в Москве я, к сожалению, не имею представления:(

        Написать ответ
        • Таня говорит:

          Яна, спасибо большое за подробный ответ !!!

          Спасибо ☺️

          Написать ответ

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *

    :) :-D ;-) :-| [star] [good] [present] [flower] [:-))] [:))] [:--_)] [:-|]

    К началу страницы