• Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

    Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).

    Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

    Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

    Итак, игры и упражнения для развития речи:

    1. Пальчиковые и жестовые игры

    Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

    ОТ 1 ГОДА

    ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

    ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

    ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

    Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

    • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
    • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
    • Показываем «да», «нет» движением головы;
    • Показываем «спасибо» кивком головы;
    • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

    Пальчиковые игры для детей 1-2 лет

    • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
    • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
    • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
    • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
    • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
    • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
    • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
    • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

    2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

    Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

    ОТ 1 ГОДА — ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4

    ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

    ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

    ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

    3. Артикуляционные упражнения

    Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

    • Задувать свечку;

    • Дуть в дудочку;

    • Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

    • Надувать мыльные пузыри;

    • Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

    • Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

    Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

    • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
    • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
    • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
    • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
    • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;

    • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
    • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
    • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
    • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

    4. Игра «Кто в домике живет»

    На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

    5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

    Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

    Как пойдем гулять? Топ-топ!
    Как мы дверь закроем? Хлоп!
    Кошка к нам с крылечка: Прыг!
    Воробьишки: Чик-чирик!
    Кошка рада птичкам: Мурр!
    Воробьи взлетели: Фурр!
    Дальше ножками: Топ-топ!
    И теперь калиткой: Хлоп!
    Как трава шумит? Ш-ш-ш!
    Кто в траве шныряет? Мышь!
    На цветке пчела: Жу-жу!
    Ветер листьями: Шу-шу!
    Речка струйками: Трень-брень!
    Здравствуй, яркий летний день!

    ***

    На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
    Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
    Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
    Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
    Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
    Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
    Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
    И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

    В книжке «Стихи-болтушки» (Ozon, Лабиринт, My-shop) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

    Стихи-болтушки фото

    6. Дыхательная гимнастика

    (примерно с 1,5 лет)

    • Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

    • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
    • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
    • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
    • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

    7. Чтение книг

    Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть  даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

    Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

    ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ. СКАЗКИ И СТИХИ

    РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

    8. Сюжетно-ролевые игры

    Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

    Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

    Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

    9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

    Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

    Методика Домана

    Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

    Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

    10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

    Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

    Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

    Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

    Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие - «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (Ozon, My-shop). О нем я уже немного писала раньше здесь.

    Батяева Альбом по развитию речи для самых маленьких

    На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

    На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Email.

    Искренне ваша, Яна Разначенко

    играем с геометрическим лото


    УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ГОДА


    Как уложить ребенка спать без слез


    КАК УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ БЕЗ СЛЕЗ И СКАНДАЛОВ


    Развивающие книги для детей 1-2 лет


    РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ


     

  • Комментарии

    21
    1. Марина говорит:

      Очень для нас актуальная тема :) спасибо большое. Отличная подборка упражнений [flower]

      Написать ответ
    2. Катя говорит:

      Спасибо Вам огромное! Отличная статья. Очень много берем для нас с малышкой с Вашего сайта. Желаю процветания и благодарных читателей! [flower]

      Написать ответ
      • Яна Разначенко говорит:

        Спасибо большое, Катя!

        Написать ответ
    3. Светлана говорит:

      Сайт супер! Столько полезной информации! Читала всю ночь сегодня и все утро продолжаю. Не выспалась, зато столько нужного узнала. Уже и книги заказала))) Спасибо большое, что делитесь!

      Написать ответ
      • Яна Разначенко говорит:

        От ваших слов просто хочется петь!:)) Спасибо! Заходите в любое время:)

        Написать ответ
    4. Ирина говорит:

      Я тоже )) не спала до утра ,зашла по ссылке скачать тетради и осталась )у вас потрясающая способность систематизировать!!!

      Написать ответ
    5. Ирина говорит:

      Мне как человеку иррациональному ,ваш блог поток счастья !!!конец мучениям как подготовиться к занятиям ) спасибо вам !!а книг сколько заказала просто сказочные наводки

      Написать ответ
      • Яна Разначенко говорит:

        Безумно приятно это слышать! Рада, что пишу не зря:)

        Написать ответ
    6. Ирина говорит:

      Пожалуйста мне тоже скиньте ссылку на тетрадь простые лииии )не терпится начать ))спасибооооо !!!!

      Написать ответ
      • Яна Разначенко говорит:

        Отправила

        Написать ответ
    7. Даша говорит:

      Присоединяюсь к мамам, оставившим комментарии выше: я тоже не сплю уже вот вторую ночь! Оторваться от чтения Вашего блога просто невозможно! Еще нигде я не встречала настолько грамотно систематизированную, качественную, адекватную (без перегибов!!!), доступно и наглядно изложенную и просто очень интересную информацию о раннем развитии! Огромное спасибо Вам, Яна!!! Здоровья Вам и Вашей семье!

      Написать ответ
      • Яна Разначенко говорит:

        Спасибо, Даша! Так радостно знать, что статьи полезны!

        Написать ответ
    8. Татьяна говорит:

      Яна, огромное Вам спасибо за возможность пользоваться ценной информацией. Сайт просто потрясающий! Аналога я не встречала. Вы умничка! Подскажите, пожалуйста, карточки Домана и вундеркинд с ребенок мега чемодан дополняют друг друга или дублируют? На каком варианте лучше остановиться? Спасибо

      Написать ответ
      • Яна Разначенко говорит:

        Татьяна, спасибо огромное за добрые слова!

        Подскажите, какие именно карточки Домана вы имеете ввиду? Вот эти фирмы «Умница» или просто карточки Домана в целом? Если речь идет об этом видео наборе, то там все-таки внимание больше акцентируется на обучении чтению. В «Вундеркинде с пеленок» все карточки с картинками, он больше подходит просто для знакомства с окружающим мира и расширения пассивного словаря. Набор охватывает практически все самые нужные для ребенка темы и, если вы не преследуете цель обучения чтению, то еще один какой-то набор я бы покупать не стала, дублироваться точно будет.

        Единственное, что я бы порекомендовала докупить к набору «Вундеркинд с пеленок», — это отдельные темы «Одежда», «Посуда», «Бытовая техника», «Действия», их в наборе нет.

        Написать ответ
    9. Ирина говорит:

      Спасибо огромное за возможность пользоваться вашим сайтом. Все так понятно и доступно.Я уже бабушка , очень жаль, что когда росла моя дочь такого доступа к информации не было. Успехов Вам и процветания.

      Написать ответ
      • Яна Разначенко говорит:

        Спасибо!!

        Написать ответ
    10. ирина говорит:

      очень познавательно и доступно.мы будем с внуком заниматься-я тоже после инсульта.

      Написать ответ
    11. Татьяна говорит:

      Я бабушка. Так грустно, что таких полезных советов не было, когда воспитывала своих детей. И как радостно, что у меня и у моей дочери есть возможность пользоваться Вашим сайтом. СПАСИБО ОГРОМНОЕ Вам, Яна. Дай бог Вам и Вашей доченьке здоровья.

      Написать ответ
      • Яна Разначенко говорит:

        Здравствуйте! Спасибо большое вам за добрые слова!

        Написать ответ
    12. Lyuba говорит:

      Яна какая Вы молодец! Дай Бог Вам удачи и процветания.

      Написать ответ
      • Яна Разначенко говорит:

        Спасибо!:)

        Написать ответ

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *

    :) :-D ;-) :-| [star] [good] [present] [flower] [:-))] [:))] [:--_)] [:-|]

    К началу страницы