Как правило, родителям всегда хочется, чтобы их ребенок как можно раньше стал самостоятельным. Чтобы сам кушал, сам засыпал, сам играл и убирал за собой. Приучая ребенка к первичным навыкам самообслуживания, да и к самостоятельности в принципе, конечно, очень важно не упустить подходящее время, но одновременно с этим нельзя и торопиться, слишком настаивать, чтобы не вызвать обратного эффекта. Как найти эту тонкую грань? К каким навыкам самообслуживания стоит приучать малыша в самом раннем возрасте (уже начиная с 9-12 месяцев) и как это делать? Как научить ребенка есть ложкой? Обо всем этом вы прочитаете в этой статье.
Не буду долго рассуждать, сразу начну с самого главного. Прежде чем обучать малыша первичным навыкам самообслуживания, вот что обязательно нужно запомнить:
Если вы будете бояться испачканной или облитой одежды, раздражаться, видя, как долго и неуклюже малыш что-то делает сам, не будете давать ребенку возможности проявить собственные умения, делая все за него, вы не сможете научить его самостоятельно заботиться о себе. Либо сделаете это, но с большими трудовыми и эмоциональными затратами.
1. Учимся самостоятельно есть ложкой
Ближе к году, когда у крохи появится стремление к орудийным действиям (копать песок совочком, например) можно предлагать ему самостоятельно есть ложкой пюре (не суп!). Очень важно не упустить то время, когда ребенок проявляет интерес к этому процессу. Некоторые малыши сами начинают отбирать у мамы ложку. Кому-то нужно будет предложить. Но ни в коем случае нельзя заставлять ребенка или ругать его за отсутствие стремления к самостоятельности. Быть может он еще не готов к тому, чтобы кушать без помощи мамы. Действуя слишком настойчиво, вы можете отбить у крохи какое-либо желание.
Советы по обучению малыша самостоятельному приему пищи:
- Подставляйте стул ребенка к общему столу и ешьте вместе с ним. Ребенок будет пытаться повторять за вами и есть самостоятельно.
- Поначалу нужно будет немного подправлять ложку в руках малыша, чтобы он держал ее правильно. Если ребенок не против, можно держа его за руку, направлять ложку ко рту, регулируя момент переворота ложки (именно несвоевременный переворот ложки – одна из самых распространенных причин неудач малыша).
- Можно использовать специальную изогнутую детскую ложку (Ozon, My-shop), которая сейчас имеется в продаже. Такой ложкой малышу легче попасть в рот.
- Если малыш, съев несколько ложек каши, потерял интерес, не настаивайте на том, чтобы он закончил начатое, просто докормите его. Даже несколько ложек, съеденные самостоятельно, — уже хорошо. Постепенно их количество будет увеличиваться.
- Можно использовать такой метод: одну ложку давать в руки ребенка для его собственных попыток, другой ложкой потихоньку кормить его.
- И главное: не бойтесь, что своими неумелыми действиями малыш перепачкает все вокруг. Не так много времени займет протереть за малышом стол и сменить одежду. А вот пытаясь все сделать за кроху, вы рискуете подавить его интерес к самостоятельному приему пищи.
Конечно, ваш успех во многом будет зависеть от отношения ребенка к еде в принципе. Есть дети, которых с самого первого дня прикорма приходилось уговаривать на каждую ложечку. А есть такие, для которых прием пищи – настоящий праздник. С первыми, конечно, придется потяжелее. И тут вновь важно не слишком давить на малыша, если он до сих пор не проявил интерес к ложке.
2. Учимся пить из кружки
Этот навык должен быть одним из первых на пути приучения к самостоятельности. Почаще отказывайтесь от поильника/бутылочки в пользу кружки. Конечно, делать это нужно когда вы находитесь дома и имеете возможность при необходимости сменить мокрую одежду. Поначалу нужно будет придерживать чашку, слегка регулируя ее наклон, затем вы почувствуете, что малыш уже в состоянии справиться самостоятельно. И помните: нельзя ругать ребенка за то, что он пролил содержимое кружки!
3. Учимся мыть руки
Еще один навык, которому можно обучать ребенка еще до того, как ему исполнится год, – это мытье рук. Объясняйте ребенку, как нужно намыливать ручки, как споласкивать. Конечно, полноценно мыть руки без вашей помощи ребенок научится попозже. Но уже сейчас важно пробудить у ребенка интерес к этому процессу и дать понимание, что вы лишь только помогаете ему, основное он делает сам.
4. Учимся убирать за собой
Где-то с 1 года – с 1 года 3 месяцев уже можно начинать объяснять ребенку, как надо убирать за собой на место игрушки, с которыми он только что поиграл. О том, как это делать можно подробнее почитать в статье, посвященной методике Марии Монтессори. Система Монтессори, это не только рамки-вкладыши и переливание водички, как многие привыкли думать, в ней очень много внимания уделяется именно предоставлению ребенку максимальной самостоятельности во всем, в том числе и в уборке.
Итак, самое главное при обучении малыша первым навыкам самообслуживания:
1. предоставлять ребенку как можно больше свободы действий;
2. всячески подбадривать малыша, когда он делает что-то самостоятельно;
3. не настаивать на самостоятельности, если малыш против;
4. не ругать ребенка (и вообще никаким образом не показывать своего недовольства) за его неуспехи и неуклюжие действия при попытке сделать что-то самостоятельно.
Всегда помните это, и у вас все получится. Ну а напоследок хочу рассказать, о том, как мы с дочкой учились самостоятельно кушать ложкой.
В 11,5 месяцев я заметила у Таси существенный интерес к ложке, она стала смотреть на нее не как на игрушку, а именно как на орудие. Я тут же начала предлагать ей кушать самостоятельно, и она с удовольствием начала осваивать эту науку. Уже на второй день своих попыток Тая довольно достойно справлялась со своим обедом, во всяком случае, с его частью, потому что остатки, конечно, приходилось докармливать. Но стоило только мне несколько дней порадоваться, как дочь почему-то стала отвергать ложку. Стала нервничать при любом предложении помочь ей. В какой-то момент мне показалось, что лучшим решением будет сделать небольшой перерыв и не давить на ребенка. И мы вернулись к кормлению из ложечки с маминой помощью.
Чуть позже я стала прибегать к такой хитрости. Накладывала еду себе и дочке одновременно. Давала ей съесть несколько ложечек, а потом, оставив Тасину ложку в тарелке, принималась за свой обед, объясняя, что мама не успевает кушать и кормить ее одновременно. Поев немного сама, я вновь поворачивалась к дочери, чуть-чуть ее кормила и снова ела сама и т.д. Иногда Тая терпеливо ждала, иногда возмущалась, а иногда пыталась сама поковыряться ложкой в тарелке. Вскоре она, видимо, поняла, что никто ее ни к чему не принуждает, и стала даже иногда забирать у меня ложку, когда я ее кормила. В итоге в год и несколько дней дочь стала съедать сама часть еды, а в год и месяц уже съедала подчистую всю тарелку, собирая все до последней крохи. С тех пор ест сама.
Ну вот и все, до встречи! Рекомендую также почитать статью:
САМЫЕ ПРОСТЫЕ ПОДЕЛКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА (ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ)
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2
О ВРЕДЕ СЛОВА «НЕЛЬЗЯ» ИЛИ КАК ПРАВИЛЬНО ЗАПРЕЩАТЬ РЕБЕНКУ
Искренне ваша, Яна Разначенко
Спасибо за нужную и добрую статью!
зДРАВСТВУЙТЕ! ПОДСКАЖИТЕ пожалуйста, какие-ниб. игры на формирование и развитие навыков самостоятельности и аккуратности у реб-ка 2-х лет? Хочется, чтобы реб-к раздевался и одевался сам,так как вижу,что он это уже умеет делать,но как привить желание и систематичность,ведь к 2-м годам в норме должен быть уже сформирован навык- самостоятельное раздевание.А если реб-к может, но не хочет ни одев-ся не разд-ся, а как быть тогда?всяческие подбадривания и похвала всегда есть.Видимо не хватает каких-т игровых моментов.Как превратить в игру одевание и раздевание?Что-то вроде давай поможем мишке одеться и раздеться и ты вместе с ним — не проходит:( Сама одеваюсь.показываю,что мама одевается на улицу и раздевается,придя с улицы, а реб-к всё равно не любит одев-ся и разд-ся, но когда говоришь,что не буду тебя раздевать и так ты и остан-ся одетой и будет жарко и неудобно.то начинает с недовольством разд-ся:( Что же всегда вызывать вот такой негатив у реб-ка к этим процессам(одеванию,раздеванию,переодеванию)?Может есть какие-то оригинальные игры,чтобы помочь реб-ку испытывать положит.эмоции и интерес к процессам одевания,раздевания.переодевания???
Расскажу, как учились одеваться мы. Когда доче было 2,5 года, игрушечная Маша повесила ей на стену табличку с пустыми клеточками и сказала, что за каждое одевание будет выдавать наклейку. А когда ряд (из 6 наклеек) заполнится, она будет выдавать маленький приз (сладость или маленькую игрушку, мыльные пузыри, например). Метод этот у нас прошел с огромным успехом, одевание пошло с удовольствием, а после четырех заполненных рядов, дочь уже стала одеваться как-то автоматически что ли, про наклейки даже спрашивать перестала. До 3 лет одевалась без проблем, потом когда стали начинать ходить в садик, из-за протеста снова одеваться перестала, я повторила всю процедуру с наклейками опять — снова помогло.
здравствуйте! Посоветуйте пожалуйста как научить ребенка просьбе Дай! Подай! Принеси!давать подавать предметы. Нам 1.6 ни в какую не хочет учиться. Просишь дать или принести, он просто швыряет предмет в другую сторону и уходит. У меня уже истерики
Здравствуйте! В этом возрасте ребенок уже начинает проявлять свой характер и свои желания, и поэтому чем сильнее будете давить на него, и придавать этому значение, тем сильнее он будет сопротивляться. Попробуйте на какое-то время отпустить ситуацию, не обращайте внимание на исполнение/неисполнение. Просто продолжайте играть и общаться, предлагайте другие варианты игры
Ваш блог — это находка! Как жаль, что я его обнаружила, только сейчас. А то доче уже 2 года, столько интересного упустила:(