• Как правильно учить ребенка читать или Какую методику обучения чтению выбрать?

    Как научить ребенка читать

    Прошло то время, когда в школу отдавали детей, не умеющих читать. Сейчас детей начинают знакомить с грамотой гораздо раньше, и обязанность эта ложится, как правило, на родителей. Кто-то учит детей «по старинке» — по азбуке и по слогам, а кто-то наоборот берется за современные методики обучения чтению, каких сейчас немало (самые популярные из них – методики Домана и Зайцева). Какой же подход выбрать, чтобы обучение прошло с удовольствием, и чтобы малыш действительно проникся любовью к книгам? Ведь можно сколько угодно нахваливать новую современную методику, но если занятия по ней проходят из-под палки и только портят ваши отношения с ребенком, то грош ей цена.

    Сегодня я попытаюсь осветить основные методики обучения чтению, их достоинства и недостатки, а также расскажу про то, как заинтересовать ребенка чтением. Я очень надеюсь, что статья поможет вам определиться с направлением, в котором нужно двигаться. Ну а про конкретные игры и занятия читайте в новом разделе «Учимся читать».

    Старшую дочь Таисию я начала учить читать достаточно рано, первые слова из 3-4 букв она начала читать в 3 года 3 месяца. На момент, когда я писала первую редакцию этой статьи, ей было 3 года 9 месяцев, она уже уверенно читала длинные слова и короткие предложения. И, самое главное, ей всегда очень нравился сам процесс чтения! Она с удовольствием писала мне письма, играла со словами и могла по собственному желанию достать книжку-малышку, чтобы немного почитать. Если вы уже подумали, что в этой статье я буду вас агитировать за раннее обучение чтению, не спешите делать выводы) Статья доработана и обновлена с учетом всего моего опыта. Расскажу обо всем по порядку, подробно про основные методики, все за и против, и про то, когда лучше начинать. На нашем пути освоения грамоты были как ошибки, так и интересные находки, что-то пришлось переосмыслить, в итоге сформировалось четкое представление о том, как сделать обучение увлекательным. Ну, обо всем по порядку.

    Методика обучения чтению

    Изучение букв по азбуке

    Чуть ли не обязательными покупками для малыша считаются азбуки, кубики и прочие игрушки, где каждая буква сопровождается картинкой. С их помощью многие родители довольно рано начинают знакомить малыша с буквами и уже года в два могут похвалиться друзьям, что их ребенок знает весь алфавит. Только после этого, дело дальше никак не продвигается, выучив все буквы, ребенок почему-то читать не начинает. «Буквы знает, но не читает» — должно быть, вы слышали о такой проблеме, а, может, и сами уже столкнулись с ней.

    Дело в том, что когда вы вместе с малышом многократно просматриваете красивые картинки, помещенные в азбуке рядом с буквами, и повторяете  «А – арбуз», «Н – ножницы», в сознании ребенка появляются стойкие ассоциации между буквой и картинкой. За буквой закрепляется вполне конкретный образ, который потом мешает объединять буквы в слова. Так, простое слово «ЯМА» превращается в «Яблоко, Мяч, Арбуз».

    Азбука с картинками

    Еще хуже, если показывая малышу буквы в азбуке, родители произносят не звук, который соответствует этой букве, а название буквы. То есть не «Л», а «Эль», не «Т», а «Тэ». Стоит ли говорить, что ребенок совершенно не понимает, почему «Эс-у-эм-ка-а» вдруг должно превратиться в «Сумка». Печально, но именно такое произнесение букв встречается во всевозможных «Живых азбуках» и звуковых плакатах. Если вы все-таки учите малыша отдельным буквам, то проговаривайте только звук, который этой букве соответствует. Но прежде, чем заучивать отдельные буквы ознакомьтесь и с другими методиками освоения чтения.

    Чтение отдельных слогов и буквари

    Еще одни помощники в занятиях – это буквари. Их основная задача именно научить ребенка сливать буквы в слоги, а из слогов составлять слова. Есть только одна проблема – зачастую они бывают очень скучны для ребенка. Особенно если речь идет о малыше до 4-5 лет. Прежде чем ребенок доберется до чтения слов, ему предложат перечитать дюжину однотипных ничего не значащих слогов. Честно скажу, даже на меня нагоняют тоску скучные колонки слогов вроде «шпа-шпо-шпу-шпы». Безусловно, по букварю можно научиться читать, но опять же вопрос – насколько это будет интересно вашему чаду. Редко можно услышать, чтобы букварем увлекся маленький ребенок, но и дети в возрасте 5 лет при виде букваря не хотят слышать о чтении.

    Надежда Жукова Букварь

    Почему чтение слогов навевает на детей скуку (будь то слоги в букваре или на каких-то самодельных карточках)? Все просто: для малыша МА, МИ, БА, БИ не имеют ни малейшего смысла, они не обозначают ни один реальный предмет или явление, ими нельзя поиграть, да и что с ними делать – вообще непонятно! С точки зрения ребенка это просто какой-то набор закорючек. Дошкольник больше ориентирован на мир игр, чувств и ощутимых объектов, знаковая система как таковая ему еще не слишком интересна. Но вот что любопытно: если вы составите эти самые закорючки в слово, которое обозначает что-то конкретное и знакомое, то вы сразу заметите искорку в глазах ребенка. Стоит только малышу уловить связь между буквами и реальным миром, и он будет относиться к занятиям уже совсем по-другому. Отсюда первое правило увлекательного обучения чтению:

    Не откладывайте чтение слов в долгий ящик, как сразу начинайте читать именно слова! Пускай это будут совсем короткие и простые слова, вроде ДОМ или АУ, но они будут иметь для ребенка смысл!

    Возможно, тут у вас возникнет вопрос, как можно читать слова, если «он и двух букв связать не может». Как решить эту проблему, читайте дальше.

    Чтение по методике Домана и наш не самый удачный опыт

    Из всех методик чтение по Доману, пожалуй, кажется, самым непривычным для нашего понимания. В этой системе малышу в быстром темпе на карточках показываются сразу целые слова, много слов! По утверждению Домана, ребенок очень быстро начинает запоминать написание показываемых ему слов и постепенно приходит к их чтению. «Но ведь невозможно запомнить все слова русского языка!» — должно быть, подумали сейчас вы. Однако Доман утверждает, что в процессе многократных показов ребенок не просто фотографически запоминает слова, он учится анализировать их состав. И просмотрев немало слов, малыш вскоре начинает понимать, как построено слово, из каких букв состоит, и как собственно его читать. А, усвоив это, он сможет читать не только те слова, которые вы ему показывали, но и совершенно любые.

    Карточки Домана со словами

    Я очень долго скептически относилась к чтению по Доману, оно казалось мне совершенно противоестественным, но все-таки пример тех детей, которые научились читать по этой методике, подтолкнул меня начать занятия. Так как сомневалась я долго, начали мы с дочкой только в 1,5 года (Доман рекомендует начинать уже с 3-6 месяцев). Действительно, вскоре после начала занятий дочь начала узнавать демонстрируемые ей слова. Стоило только положить перед ней 2-4 слова и спросить, где написано, например, «Собака», она в 95% случаев показывала правильно (даже если я спрашивала ее о словах, которых она раньше не видела!), но вот читать сама дочь никак не начинала. Более того, постепенно мне стало казаться, что чем дальше мы продвигались, тем тяжелее ей становилось. Все больше в ее глазах я видела именно попытку угадать, а не прочитать.

    Если вы поищете отзывы о методике в сети, то вы встретите как людей, напрочь разочаровавшихся в методике, так и тех, кто действительно научил своих детей читать и непросто читать, а с довольно приличной скоростью. И вот что я заметила: всех людей, которые достигли успеха в этом нелегком деле, объединяет одно – они начали занятия очень рано, месяцев до восьми. Именно этот возраст Доман называет оптимальным и не случайно: чем младше ребенок, тем лучше развита у него способность воспринимать образ слова целиком, постепенно эта способность утрачивается, и ребенок ближе к 2 годам все больше нуждается в буквенном анализе слова.

    Из вышесказанного получается, что если вы все-таки начинаете учить ребенка читать очень рано (до года) по методике Домана, то имеете все шансы на успех. В пользу этого утверждения говорит масса детей по всему миру, научившихся читать по методике. Однако, прежде, чем вы приступите, стоит обратиться к мнению современных нейропсихологов. Все чаще специалисты сейчас говорят о том, что раннее обучение чтению оказывает негативное воздействие на развитие и психологическое состояние ребенка. У маленьких детей мозг еще недостаточно созрел для того, чтобы воспринимать знаковую информацию. И если мы начинаем ребенка учить чтению рано, его центральная нервная система подвергается повышенной нагрузке. Это может привести к нарушению сна, нарушению эмоциональной регуляции, а впоследствии, в школе, к дислексии и дисграфии (ребенок будет путать похожие буквы, писать их в другую сторону, смешивать звуки при чтении и т.п.).

    Чтение по методике Зайцева

    Чтение по методике Зайцева

    Помимо побуквенного чтения и чтения целым словом есть еще один подход – складовый. Основоположником метода считается Николай Зайцев. Он определяет склад как минимально-произносимую единицу, которую ребенку легче всего воспринять. Именно склад, а не букву и не слог, ребенку легче всего сказать и прочитать. Складом может быть:

    • слияние согласной и гласной (ДА, МИ, БЕ…);
    • отдельная гласная в качестве слога (Я-МА; КА-Ю-ТА);
    • отдельная согласная в закрытом слоге (КО-Ш-КА; МА-Я-К);
    • согласная с мягким или твердым знаком (МЬ, ДЪ, СЬ…).

    Таким образом, склад никогда не состоит больше, чем из двух букв, и этим он выгодно отличается от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв, а также может включать нескольких подряд идущих согласных (например, слог СТРУ в слове СТРУ-Я), что довольно сложно прочесть начинающему читателю.

    Написание слова по складам значительно облегчает ребенку чтение, но это не единственное, что предложил Зайцев. Зайцев предложил отодвинуть в сторону скучные буквари и поиграть со складами!  Он написал все склады на кубиках и предложил с ними массу игр и попевок. То есть, занимаясь по методике, мы полностью исключаем занудные указания вроде «Прочитай», «А здесь что написано?», мы просто играем  и вовремя игры многократно показываем и озвучиваем ребенку склады и слова. Стоит отметить, что в методике Зайцева буквы целенаправленно не изучаются, они выучиваются сами благодаря множеству игр со складами.

    Сама по себе идея игрового подхода к занятиям, конечно, не нова. Игры со словами предлагаются и у Тепляковой, и в тех же кубиках Чаплыгина. Но именно складовый принцип дает методике Зайцева весомое преимущество: ребенок видит как все слово целиком, так и его составные легкочитаемые части (склады). В результате малышу легче ориентироваться в слове, и процесс слияния складов в слова проходит быстро.

    Основным материалом методики Зайцева являются всем известные кубики. Однако, я вовсе не хочу сказать, что кубики – это такое уж необходимое пособие для обучения ребенка чтению. Множество игр можно устроить и просто написав слова на карточках, выделяя склады разными цветами.

    Складовый принцип обучения чтению также используется в Программе обучения чтению KoroBoom. В отличие от методики Зайцева, Программа KoroBoom имеет четкий план занятий, а также огромное разнообразие пособий: согласитесь, когда на каждом занятии ребенку предлагается новый материал, а не все те же кубики, уровень заинтересованности малыша будет выше.

    Так какую же методику выбрать и когда учить ребенка читать?

    Хотя невозможно однозначно ответить на вопрос «Как правильно учить ребенка читать?», можно совершенно точно утверждать, что главный залог успеха в освоении чтения – это игровой подход. Будете ли вы использовать в своих играх кубики Зайцева, набор KoroBoom, Чаплыгина или просто карточки со словами – это второстепенно, главное, чтобы в занятиях было больше активных игр, где слова можно двигать, переставлять, прятать, обводить карандашом, где участвуют любимые игрушки малыша, интересные картинки и т.д. (Особенно это важно для детей до 5 лет). Более конкретно про первые игры для интересного чтения можно почитать здесь.

    Как правильно учить ребенка читать

    Методика обучения чтению должна выбираться соответственно возрасту ребенка.

    Для детей до 1,5-2 лет больше подходят методики обучения целым словом (как методика Домана-Маниченко). Однако не стоит забывать о том, что раннее обучение чтение — это большая нагрузка на нервную систему ребенка, и прежде чем начать ребенка учить читать в этом возрасте, нужно хорошенько обдумать, стоит ли оно того.

    После 2 лет у детей все больше появляется потребность в анализе структуры слова, и потому обучение целым словом становится все менее эффективным. Но в то же время и механизм слияния отдельных букв в слоги в этом возрасте детям еще плохо понятен. А вот со складами уже можно поиграть при желании (методики Зайцева, KoroBoom).

    Возраст ближе к 4-5 годам является наиболее оптимальным для обучения ребенка чтению. К этому времени мозг ребенка уже полностью созрел для восприятия знаковой информации. Игровой подход по-прежнему, будет наиболее эффективным, но обучение пойдет заметно легче и быстрее, чем в более раннем возрасте. Наиболее «действенными» также будут игры со словами и складами, написанными на карточках, кубиках и т.п. — это методика Зайцева или Программа KoroBoom.

    При подборе занятий также помните: малышу всегда интереснее читать слова, а не отдельные буквы и слоги. Когда он видит связь между прочитанными буквами и каким-то конкретным, знакомым ему предметом, любимой игрушкой, когда читает вывески и названия товаров в магазине он начинает понимать, что чтение это не просто мамина блажь, а действительно полезное умение.

    Главное, не забывайте, нельзя давить на малыша и требовать от него быстрых результатов! Занимайтесь с удовольствием!

    И не забудьте заглянуть в статью с первыми играми-читалочками:

    Учимся читать. Игры для обучения чтению


    ПЕРВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ


    Читайте также:

    Программа обучения чтению


    ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ


    Я учу дни недели Оксва


    УЧИМ ДНИ НЕДЕЛИ С РЕБЕНКОМ


    Искренне ваша, Яна Разначенко

  • Комментарии

    12
    1. Ирина говорит:

      Спасибо за долгожданную статью! Очень развернуто и познавательно. Теперь с нетерпением будем ждать игр-читалок. Нам 2,3 года. Тоже был опыт читать по карточкам Домана уже в возрасте двух лет. Ребенка вообще не заинтересовало. Хотя карточки Домана с картинками нам в свое время были очень интересны. И букварь конечно же тоже есть)) Читала про методику Зайцева, но подумала что я на такое не потяну. у этой методики тоже есть свой минус, что дети потом в школе когда проходят состав слова (корень, суффикс и тд) не могут переключиться со складов, что вводит их в заблуждение. У нас в городе есть курсы, где учат читать по смешанной методике Зайцева-Жуковой

      Написать ответ
      • Яна Разначенко говорит:

        Тоже встречала мнение о том, что обучение ребенка по складам Зайцева якобы мешает при учебе в школе. Но я в эту теорию верю как-то с трудом. Разбиение слова по слогам ведь тоже не имеет никакого отношения к суффиксам и приставкам, однако большинство детей учится читать именно по слогам и ни у кого до сих пор не возникало подозрений о том, что слоги вводят ребенка в заблуждение.

        Написать ответ
    2. Людмила говорит:

      И всё же многие логопеды считают, что в школе, при обучении делению слов на слоги, это умение даётся сложнее тем детям, которые были обучены по складам Зайцева. Так что стоит ещё раз хорошенько подумать, прежде,чем усердно обучать реб-ка чтению по складам. Лучше всего — игры, которые ВЫ рекомендуете, а методики всё же оставить на специалистов в этом деле и на возраст более подходящий для обучения чтению,около 4-5 лет. И,знаете. главное ведь не то,чтобы просто науч-ся читать. а понимать прочитанное — это ли не самое главное. А у нас, в современное время,как показывает практика, детки,к сожалению, и в первом классе, с самого 1 сент. начиная, да и старшие дошкольники,читают довольно хорошо, а вот смысл прочитанного не всегда понимают. Вот в чём ещё проблема... [:-|]

      Написать ответ
      • Яна Разначенко говорит:

        Как раз недавно читала мнение одного педагога начальных классов, которая говорила, что ей не раз попадались дети, обученные по методике Зайцева, и она не видела у них никаких проблем с разбиением слов на слоги. Много раз доводилось мне слышать о том, что склады Зайцева якобы как-то препятствуют разбиению слов на слоги, но пока что мне не довелось увидеть человека, который реально столкнулся с этой проблемой. И если раньше у меня были еще какие-то беспокойства на этот счет, то теперь, когда дочь уже читает, я совершенно не понимаю, как могут склады ей помешать: она прекрасно понимает из каких букв и звуков состоит склад, она уже сейчас (в свои 4 года), если ее спросить, может под хлопки на слух разделить слово на слоги! Да и даже если бы у ребенка получилось не сразу разбить слово на слоги в школе, неужели это самая главная проблема его развития? Вот то, что ребенок читает с интересом с мала, это прекрасно, я считаю.

        Мнение про неосмысленное чтение, возможно, касается детей, обученных читать по методике Домана, там, думаю, действительно такое явление может случиться. Мне с неосмысленным чтением столкнуться не пришлось. Дочь всегда легко перессказывает и рассуждает о прочитанном. Если честно, я не верю, что неосмысленное чтение может иметь какое-то отношение к методике Зайцева. Думаю, неосмысленно ребенок читать может исключительно в том случае, когда родители гонятся за результатом, слепо следуют каким-то схемам, не ориентируясь на состояние и интересы ребенка.

        P.S. Мы не учились по методике Зайцева в чистом виде. Я всегда использовала много самых разных игр с карточками и не только, но складовый принцип всегда лежал в основе написания слов для игр.

        Написать ответ
    3. Людмила говорит:

      Да,скорее всего,Вы правы.Я тоже в чистом виде не буду по методике Зайцева обучать чтению,да и не специалист я в этом:) Главное-заинтересовать реб-ка книгой с самого раннего детства!

      Написать ответ
    4. Надежда говорит:

      Здравствуйте!

      Мы занимаемся с дочерью по методике Домана с 10 месяцев чтение, с 11 — математика и очень довольны, ребёнку нравится, хотя по началу заинтересовать словами было тяжело, так как обучение началось у нас карточек с картинками, школы 7 гномов с 5,5 месяцев, и слова для дочери были скучны. Но потом когда превратила все это в интересные игры, типа ку ку, прятки ей стало интересно )))

      Но кто задумывается над этой методикой, лучше, конечно начать в возрасте 5-6 месяцев и со слов или математике, чтобы привыкли, а потом уже картинки. Мне так кажется лучше, хотя я в этом не специалист))

      А так вообще все методики по своему хороши и это лучше чем вообще не заниматься ))

      Написать ответ
    5. Анна говорит:

      читая статью, поймала себя на мысли: так хорошо и содержательно можно написать, только если делать это с огромной любовью в душе)))большое спасибо, это именно то, что мне нужно)))

      Написать ответ
      • Яна Разначенко говорит:

        Спасибо! Я очень рада, что статья оказалась вам полезной:)

        Написать ответ
    6. Татьяна говорит:

      А для чего учить читать ребенка в таком возрасте? Почитайте лучше статьи психологов и педагогов. Обучение чтению надо начинать минимум с 5 лет, а лучше с 6-7.

      Написать ответ
      • Яна Разначенко говорит:

        В каком таком возрасте?

        Написать ответ
        • Татьяна говорит:

          В возрасте 1,5-2 года, как вы описываете в статье?

          Написать ответ
          • Яна Разначенко говорит:

            В своей статье я нигде не пишу о том, что надо начинать в 1,5 года. Я пишу о том, что методика обучению чтению будет зависеть от возраста ребенка. И если родители принимают решение учить ребенка в 1,5 года, то методика должна быть одна, если в 5 лет, то другая. Также я пишу о том, что во сколько бы родители ни начинали, игровой подход всегда будет приоритетным.

            Замучить ребенка чтением можно и в 5 лет, смотря как к этому вопросу будут подходить родители.

            Я не являюсь сторонником раннего обучения чтению. Я сторонник комфортного обучения. Но по поводу 6-7 лет не соглашусь в любом случае. Вот Вы психологов читали (в отличие от меня, разумеется), скажите, комфортно ли будет чувствовать себя ребенок, только что научившийся в 7 лет читать и тут же пошедший в школу? Он, как минимум, будет чувствовать себя отстающим. А вот это уже может заметно сказаться на его отношении к учебе и на самооценке.

            Написать ответ

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *

    :) :-D ;-) :-| [star] [good] [present] [flower] [:-))] [:))] [:--_)] [:-|]

    К началу страницы