Сегодня я бы хотела рассказать о самых первых играх для обучения чтению. Они подходят, прежде всего, детям, которые еще совсем не умеют читать и только пытаются сливать буквы в слоги, но, конечно, будут полезны и тем, кто уже немного научился слитному чтению.
Сразу хочу сказать, что здесь не будет игр вроде раскрашивания и лепки из пластилина всех букв алфавита по очереди. В своей предыдущей статье я уже писала о том, что ребенок, заучивший отдельные буквы по азбуке или любым другим способом, впоследствии испытывает много трудностей со сливанием их в слоги. Поэтому я хочу предложить вам поиграть не с буквами, а сразу со складами (МИ, НО, ТУ…) и короткими словами. При таком подходе ребенок постоянно видит перед глазами уже готовые буквосочетания, играет с ними, перекладывает, и, как следствие, быстро запоминает. Сначала – только зрительно, потом – пробует воспроизводить и сам. В результате проблем со слиянием букв ребенок не испытывает в принципе, он сразу читает склад. Но, что интересно, в процессе таких игр ребенок запоминает и все буквы.
Что нужно для игр?
Итак, мы будем играть:
- со складами (не путать со слогами)
Понятие склада ввел Николай Зайцев (создатель всем известных кубиков Зайцева). В отличие от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв, склад считается минимально-произносимой единицей. Складом может быть:
- слияние согласной и гласной (ДА, МИ, БЕ…);
- отдельная гласная в качестве слога (Я-МА; КА-Ю-ТА);
- отдельная согласная в закрытом слоге (КО-Ш-КА; МА-Я-К);
- согласная с мягким или твердым знаком (МЬ, ДЪ, СЬ…).
В игре можно использовать как кубики Зайцева, так и карточки, с написанными на них складами. Я вовсе не буду вас сейчас склонять к покупке дорогущих кубиков Зайцева. Да, это интересное и полезное пособие, но, если у вас нет возможности их приобрести, не расстраивайтесь, вы можете сделать дома огромное количество пособий, имея только картон и фломастеры.
- со словами, написанными по складовому принципу.
Вы можете как писать слова от руки фломастером, так и распечатывать их на принтере. Чтобы ребенок видел не только все слово, но и учился анализировать его состав, мы будем выделять в нем склады. Нежелательно отделять склады, используя дополнительные знаки (разделять черточками, обводить кружочками), лучше всего выделять их разными цветами. При этом не нужно использовать все цвета радуги, возьмите два близких по оттенку цвета, например, синий и голубой или темно-зеленый и светло-зеленый. Также понадобится черный цвет. Первый склад пишем одним цветом, второй – другим, следующий – снова первым и т.д. Но! Ударный склад всегда выделяем черным, так как он «ярче» слышится.
Какие слова писать на карточках?
- короткие (первое время не больше 3-5 букв),
- простые (желательно, состоящие из часто используемых букв, Щ и Ъ пока подождут ),
- знакомые и интересные ребенку.
Основная суть такого подхода обучения чтению – показать ребенку, что буквы и слова – это не бессмысленные закорючки, они обозначают вполне конкретные предметы, и с ними можно играть также, как и со знакомыми игрушками.
Основные принципы игр
Есть один очень верный способ отбить у ребенка желание к чтению – это постоянно устраивать ему проверки: «Скажи, какая это буква?», «Прочитай, что здесь написано!». Показав ребенку букву пару раз, мы ожидаем, что на третий раз он уже будет называть ее, а еще лучше, прочитывать слово с ее участием. Если вы хотите действительно заинтересовать ребенка чтением, то отложите хотя бы на время попытки проэкзаменовать ребенка и просто читайте вместе с ним!
Это естественно, что ребенок, только начинающий приобщаться к миру букв, не может прочитать слово. Поэтому, показывая ребенку слова, не требуйте от него прочтения, а первое время читайте за него сами! Можно при этом проводить пальчиком малыша по буквам. Через какое-то время ребенок обязательно начнет узнавать склады и слова и будет повторять их за вами.
Иногда слово нужно прочитывать медленно, выделяя в нем каждый склад, иногда необходимо называть все слово целиком, чтобы малыш учился воспринимать слова единым целым.
Во время чтения можно называть и отдельные буквы (допустим, если вам не нравится складовый подход), но в этом случае желательно произносить не название буквы («эль», «ка»), а звук, который этой букве соответствует («л», «к»).
Игры для обучения чтению
1. Открывающиеся окошки
Пожалуй, нет такого ребенка, который не любил бы книжки с открывающимися створками. Дети обожают сюрпризы, обожают что-нибудь вскрывать и находить, поэтому к этой игре они с удовольствием возвращаются снова и снова.
Пособие для игры легко сделать в домашних условиях. Для этого понадобятся два листа, на одном из них нарисуйте или наклейте картинки, на другом (желательно картонном) в соответствующих местах прорежьте окошки и подпишите слова. Склейте листы. Вот здесь можно СКАЧАТЬ наш шаблон с картинками.
Для первого пособия достаточно написать самые простые слова вроде БЕ-БЕ и МУ-МУ, ну а позже можно сделать пособие со словами потруднее.
Как играть? Сначала вместе с малышом прочитываем надпись, потом малыш заглядывает под створку и, глядя на картинку, убеждается, что он прочитал слово верно.
2. «Большая стирка»
Предварительно нужно подготовить «бельевую веревку», закрепив ее, например, между ножками двух стульев, а также небольшую коробочку или корзиночку для «грязного белья».
Когда все будет готово, сообщаем малышу, что Мишка / Чебурашка / Зайка решил постирать слова. Теперь нужно помочь ему их высушить, закрепив слова на веревке с помощью прищепок. После этого начинаем доставать из нашей «корзины для грязного белья» слова по одному, вместе прочитывать, проводя пальчиком по складам, и закреплять слова на веревке.
Увлеченный прищепками и процессом сушки белья, малыш незаметно для себя будет знакомиться с буквами и складами. У Таси эта игра долгое время была в числе любимых.
3. Кто как говорит?
Наверняка у вас дома уже скопилось уйма мягких и немягких игрушек, среди которых обязательно наберется по одному представителю фауны. Они и понадобятся для этой игры.
Напишите на карточках «КРЯ», «МУ» и другие звукоподражательные слова, соответствующие имеющимся у вас животным. Затем предложите малышу вместе прочитать слова на карточках и раздать их животным, чтобы они смогли спеть свою песенку. У нас каждая игрушка, получая свою карточку, весело напевала что-то вроде «ХРЮ-ХРЮ-ХРЮ, я в деревне живу»
Другой вариант: вы можете предложить малышу на выбор 2-3 карточки и попросить его показать, где написано, например, слово «ГАВ». Обычно после некоторого времени регулярных занятий дети быстро начинают узнавать карточки со словами.
4. Почтальоны
Представив себя почтальонами, слова можно разносить в корзинке, в коробке, в сумочке или развозить на машине. Вручайте ваши слова-письма игрушкам, проживающим в разных углах комнаты: «Тебе, мишка, «ДОМ», а тебе, Маша, – «ЮЛА»». И, естественно, прежде чем раздать письма адресатам, не забывайте внимательно читать их вместе с малышом.
5. Попевки Зайцева
Один из лучших способов научить ребенка читать склады – это петь вместе с ним складовые попевки. Попевки отлично решают извечную проблему «Не сливает буквы в слоги» и потому занимают важное место в методике Зайцева.
Попевки можно петь по таблицам Зайцева или вращая кубик вот таким образом:
Прежде чем петь попевку с малышом, лучше заранее потренироваться с вращением этого хитроумного кубика. Ведь крутить его надо быстро и к тому же в определенном направлении: НУ-НО-НА-НЭ-НЫ-Н или ДЮ-ДЁ-ДЯ-ДЕ-ДИ-ДЬ (гласные всегда идут в таком порядке).
Секрет попевок заключается в том, что все они похожи друг на друга, и видом, и на слух. Если ребенок узнает хотя бы один согласный на кубике или хотя бы один склад, он может быстро по памяти восстановить всю попевку, а соответственно и пропеть весь кубик.
6. Разные игры со складами
С кубиками Зайцева или с написанными от руки складами также можно придумать массу игр. Например:
- Расселяем животных по кубикам-домикам, при этом обращая внимание на название домика. «Мишка у нас будет жить в домике СО»…и т.д. После расселения можно устроить небольшую сюжетно-ролевую игру с походами друг к другу в гости.
- Та же игра, только в плоском варианте, без кубиков Зайцева:
- Прячем кубик или карточку со складом под одеяло / под стол / за углом и искренне любопытствуем «Кто же сейчас к нам придет?», «Кубик СО к нам пришел!»
- Перекладываем кубики / карточки из одной тары в другую, при этом называем написанный склад. Игра подходит для самых маленьких.
- Пишем склады крупными буквами и раскладываем их по комнате. Затем даем задания вроде таких «А теперь бежим в домик ДО!», «Кто быстрее найдет КА, Тася или мишка?»
7. Щекотушки
Складываем из кубиков Зайцева или пишем на карточке какое-нибудь простое двусложное слово – МАМА, КОЗА, ДЕДА – и, приговаривая «Кто-то тут пришел тебя пощекотать, кажется, это КОЗА!» щекочим малыша. Прежде, чем малыш будет защекочен постарайтесь позаботиться о том, чтобы он все-таки увидел слово.
8. Самодельная азбука
Если вы с малышом любите клеить, можно попробовать изготовить вместе с ним из обычной тетрадки самодельную азбуку. В такую азбуку необязательно включать все буквы алфавита, можно сделать только самые используемые буквы или наоборот те, которые малыш никак не может запомнить. Хорошо, если для каждой буквы будет отведен отдельный разворот, но это не принципиально.
В нашей азбуке рядом с каждой буквой мы наклеивали по 3-4 картинки, которые обязательно подписывали. Естественно, делать такую азбуку лучше тогда, когда ребенок уже будет узнавать склады. Тогда прежде, чем наклеить тот или иной склад на страницу, ребенок сможет сам выбрать нужный из нескольких предложенных вами. Надо сказать, что узнавать нужные склады Тася научилась очень скоро после начала занятий, а вот самостоятельно прочитывать их существенно позже.
9. Слова в мешочке
Пишем несколько слов на карточках и складываем их в непрозрачный мешочек (также можно использовать наволочку от подушки, шапку или даже кухонную рукавичку). Затем вместе с малышом достаем по одному слову, и, проводя по нему пальчиком, читаем его. Затем, также по одному, складываем слова обратно. Ребенку, как правило, очень интересно посмотреть, что же там в мешочке, поэтому он с удовольствием приступает к поиску новых слов.
10. Слова в коробочках
Аналогично предыдущей игре можно поиграть и с коробочками. На глазах у малыша, кладем слово в коробочку, закрываем, трясем, стучим по ней, приговаривая «Тук-тук! Кто там?», а затем открываем коробку и читаем слово. Слова также можно прятать под подушку, ведерко, платок. Очень интересно прятать слова вместе с малышом, например, от мишки, который потом будет с интересом смотреть, что же там.
11. Обмен словами
Садимся в кружок, пригласив с собой парочку игрушек или членов семьи. Раздаем всем по одному слову, читаем, кому что досталось. «У меня «КОТ», а у тебя?» и, если малыш еще не умеет читать, сами отвечаем за него: «А у Таси «КАША». Позаботьтесь о том, чтобы ребенок увидел все слова. Затем предлагаем поменяться карточками «Вот тебе, Мишка, «КОТ»! А ты мне дай слово «МАМА».
Таким образом, в вашей игре будет участвовать всего несколько слов, они постоянно будут перед глазами у ребенка, и он быстро научится их узнавать.
12. Игра с держателями для фото
Интересный вариант игры можно придумать с держателями для фотографий, сделанных в виде животных или других интересных фигурок. Сзади или сверху у таких подставок есть небольшие прищепки, в которые удобно помещать слова.
Фигурка-держатель (будь то медвежонок или лягушонок) может носить слова, показывая его своим друзьям-игрушкам, а если у вас несколько таких держателей, то очень интересно устроить обмен словами между ними. Мы частенько устраивали что-то вроде обеда: прикрепляли нашим держателям карточки со «съедобными» словами, они их «читали», а затем, меняясь, угощали друга друга и Тасю в том числе.
Ну что ж, это только небольшая часть игр, которая может помочь малышу начать читать. Попозже я постараюсь продолжить тему и опубликовать и другие игры-читалочки, в том числе и для детей постарше. Не пропустите: Вконтакте, Facebook, Инстаграм, Email.
Играйте с удовольствием!
Искренне ваша, Яна Разначенко
ИГРЫ С КУБИКАМИ ЗАЙЦЕВА. УЧИМСЯ ЧИТАТЬ
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ KOROBOOM
ПРОСТЫЕ ПОДЕЛКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ. ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2
Очень интересная статья. Столько идей. Но Егор пока хулиганит во время обучающих игр взяла паузу
А я идею с окошками позаимствовала и вот что сделала
Классно! Здорово придумала:)
Яна, здравствуйте! Вы просто мой 'двигатель прогресса'! Благодаря Вашим статьям не перестаю заниматься со своим малышом. Даже когда у меня инициатива немного пропадает, читаю какую-нибудь новую статью на Вашем сайте и понеслось:) после прочтения этой статьи сразу написала несколько слов на картоне, все материалы для этого были. После всего ТРЕХ показов мой 2летний сын узнал слова 'мама' и 'папа'. Сказать, что я была в шоке — это ничего не сказать. Спасибо Вам большое за готовность делиться идеями!
Может быть, это неуместно, но я хотела спросить, все ли у Вас в порядке, а то так давно не было обновления блога.
Здравствуйте, Екатерина! Безумно рада слышать, что мои статьи мотивируют вас на занятия! Для меня такие отзывы лучший толчок к написанию новых статей:))
Не пишу сейчас потому, что занялась еще одним интересным проектом и до блога пока не доходят руки (сама очень расстраиваюсь из-за этого), но я обещаю, что вернусь к написанию статей, скорее всего, в течение месяца.
Мне понравилось. Все очень лаконично и понятно. Спасибо автору
ЗДОРОВО! СПАСИБО ВСЕМ! Надо скорее всё сделать и использовать в играх со своей малышкой!:)
В очередной раз провожу полночи на Вашем сайте))Захожу сюда за идеями и вдохновением, когда одолевает лень))Огромное спасибо!!!!Все деткам здоровья))))От себя могу добавить: можно играть с азбукой слогов. Ее не обязательно покупать, можно просто на большом листе написать слоги и повесить на стенку, малыш будет часто подходить и постепенно запоминать)))можно еще сделать карточки с такими же слогами и играть в лото))Извините за сумбур, отвлекают))))
Спасибо, так приятно, что действительно пользуетесь!:) Веселых вам игр!
еще идея, которая пришла мне в голову случайно в то время, как писала слова для стирки))))на дерево, например, яблоню. повесить яблоки со слогами.
Здравствуйте! Я уже второй месяц занимаюсь с 4-х летней дочкой по кубикам Зайцева и его методичке, она действительно рассчитана больше на 4-5леток. Но тут за нами с дочкой увязался хвостиком 3-летний Павлуша, а моя фантазия не работает так хорошо, как Ваша, спасибо Вам большое-пребольшое за идеи! Их мы возьмем на вооружение для занятий с Павлушей, который тоже увлекся кубиками.
А вот за методичку Зайцева позвольте заступиться ) Я ее прочитала от и до раз 5 и, признаюсь, многое «заметила» в тексте не с первого прочтения: автор умышленно не дает четкой программы с поурочным планированием, чтобы не ограничивать полета фантазии. Согласитесь, любая программа — это тесная рамка. Вместе с тем Николай Александрович предельно четко объяснил, как работает его методика и на что обращать внимание при использовании кубиков тем или иным образом. Ваши статьи после методички — клад! А для того, кто книжку автора в глаза не видел — как текст с дырками )) Но все же — текст очень хороший! ))